Центр художественной экспертизы им. И.Е. Репина Эксперт Дмитриева Е.М.
Описание
Стилистическое сравнение исследуемой работы с эталонными произведениями Д. Жилинского выявило сходство в композиционном решении, а также в художественной манере. Композиция портрета выстраивалась постепенно: на картине королева, легко ступая, движется по коридорам дворца в наряде, созданном по ее собственному эскизу. Кроме того, во время работы над портретом королевы Жилинский увидел в одном из дворцовых интерьеров портрет российского императора Александра III кисти В. Серова. Его изображение художник решил включить в композицию портрета Маргрете 11, что заметно уже на исследуемом эскизе. Д. Жилинский моделирует фон и фигуру королевы в характерной для него технике темперы, в которой тонкая нюансировка тона достигается нанесением одного слоя на другой. Поверхность произведения не имеет ярко выраженной фактуры, а изображение приобретает более объемный, почти трехмерный эффект, что является особенностью живописного метода художника. В ходе исследования была проведена консультация с ученицей Дмитрия Жилинского, Татьяной Григорьевной Назаренко, для подтверждения подлинности исследуемой работы. Татьяна Григорьевна, наследница живописной традиции своего учителя, советский и российский живописец, действительный член Российской Академии художеств, член президиума Российской Академии художеств (2001), педагог и профессор. При изучении исследуемой работы .Назаренко отмечает характерные для Д. Жилинского строгость и выверенность композиционного построения, метод работы с темперой, выбор колорита и соотнесение подписи с эталонных произведений. Вышеизложенное дает основание отнести исследуемый эскиз к подлинному корпусу работ мастера.
Биография
Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1927–2015)
Советский и российский живописец и график, педагог.
Родился 25 мая в селе Волковка близ Сочи. В 1944-1946 годах учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства, в 1951 году окончил МГАХИ имени В.И. Сурикова. Учился у Н.М. Чернышева, С.А. Чуйкова, П.Д. Корина, А.М. Грицая и В.Н. Яковлева. В 1965 году закончил картину «Гимнасты СССР», награжденную серебряной медалью Академии художеств СССР в 1976 году. В 1966 году получил звание профессора, преподавал в МГХИ и Московском полиграфическом институте (с 1974 года). Среди учеников живописцы Т.Г. Назаренко и Н.И. Нестерова. Участвовал в Международной биеннале в Венеции (1966), выставке произведений советских художников в Италии (Рим, Милан, Турин, Болонья). Персональные выставки проходили в Москве, Сочи, Риге, Риме, Милане, Болонье, Генуе, Роттердаме, Мюнхене, Кельне. Дмитрий Жилинский был членом Правления и Президиума Московской организации Союза художников РСФСР, Правления Союза художников РСФСР и Союза художников СССР, членом редколлегии журналов «Творчество» и «Юный художник».