(1878–1945)
Вещилов Константин Александрович

«Возвращение из церкви»
1911г. Красное дерево (в форме палитры для масляных красок), масло. 38х60 см. (максимальные размеры)

Внизу слева авторская подпись и дата: «К. Вещиловъ// 1911»
Внизу справа авторская дарственная надпись: «Поэту-худож-никъ!// Многоуважаемой Надежде Ивановне Грамматчиковой// На добрую память Константинъ Вещиловъ// 17 сентября 1911»
недоступна к просмотру
Экспертное заключение
Центр художественной экспертизы им. И.Е. Репина.
Эксперт Горбачева М.А.
Описание
В пейзаже воистину нет стихий, Вещилову не подвластных. Но искал себя художник с юности прежде всего как жанрист. Любимый ученик Репина глубоко изучил археологию и историю, и время от времени показывал на выставках истинные хиты этого жанра. Таков и пейзаж «Возвращение из церкви» (1911), ныне хранимый Омским художественным музеем имени Врубеля. Эта замечательная расписная палитра – уменьшенное повторение «Возвращения из церкви», созданное специально в качестве памятного сувенира близкому другу.
В шестнадцатом веке на Руси – а именно это время изображает живописец – юноше нельзя было и помыслить знакомиться с девушкой на улице. О знакомстве и о свадьбе договаривались через посредство родителей. Но герой картины Вещилова настроен решительно. Он увязался вслед за девушкой, идущей под руку с матерью и старается её разглядеть.
Первая владелица картины Надежда Ивановна Грамматчикова (1870– не ранее 1917) – русская поэтесса, писательница, жена вице-адмирала Граматчикова – командира крейсера «Аскольд» в 1904 году во время русско-японской войны.
В 1911 году Вещилов работал над картиной «Прорыв крейсера “Аскольд”»по заказу Морского Министерства. Работа подарена Грамматчиковой на именины Надежды, которые по старому стилю отмечались 17 сентября.
Биография
Вещилов Константин Александрович
(1878, Санкт-Петербург – 1945, Нью-Йорк, США)
Живописец, пейзажист, график, сценограф, педагог.

Родился в Санкт-Петербурге в купеческой семье. Получив первые уроки живописи в Валаамском монастыре, он продолжил учебу в столице. В 1893–1896 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1896–1898 – в школе княгини Марии Тенишевой, в классе Ильи Репина, и в 1898–1904 – в его же мастерской в Императорской Академии художеств.
По воспоминаниям многих современников, Вещилов был любимым учеником Репина и близким другом его сына, Юрия. Илья Ефимович пророчил молодому художнику большое будущее и наставлял его на путь исторического живописца-монументалиста. Дипломная работа Константина Вещилова «Иоанн Грозный после казанских побед» (1904) была высоко оценена Советом Академии художеств, а сам автор получил звание художника и право на пенсионерскую поездку заграницу.
Помимо ИАХ, он успешно окончил Императорский Археологический институт в 1908 году: в тот период художник часто писал полотна на исторические темы.
В 1904 за картину «Иоанн Грозный после казанских побед» получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу. С 1904 (до 1917) - постоянный экспонент Общества русских акварелистов, с 1911 - его член. В 1905-1906 как пенсионер Общества поощрения художеств жил в Италии и Франции. В 1905 за картину «Прощеное воскресенье на Руси в XVIII столетии» получил премию А.И. Куинджи, в 1908 - премию Общества поощрения художеств за картину «Степан Разин на Волге». В 1908 окончил Археологический институт. В 1912 совершил путешествие в Египет и Палестину, где работал над этюдами к картине «Цезарь и Клеопатра», а также Италию и Францию. С 1912 состоял художником в Морском министерстве. С 1910 занимался сценографией, оформил пьесу А.С. Суворина «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» для театра Литературно-художественного общества. В 1913 исполнил эскизы костюмов и декораций к операм «Богема» Дж. Пуччини и «Кармен» Ж. Бизе для театра Музыкальной драмы. С 1914 заведовал декорационной частью Суворинского театра. С 1914 (до 1918) экспонировал свои работы на выставках
TIXB, участвовал в выставках Товарищества художников и Общества Куинджи. В 1916 избран академиком Академии художеств. В 1919 принял участие в Первой Государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде. В 1920 исполнил зарисовки участников II Конгресса Коминтерна. В 1922 эмигрировал во Францию, жил в Париже. В 1927 и 1928 прошли персональные выставки художника в галерее «Шарпантье». В 1927 экспонировал свои работы на «Выставке театрально-декорационного искусства 1917-1927» в Ленинграде. В 1928-1930 работал художником-лекоратором и режиссером в Русском театре Д. Кировой. С 1933 - член правления секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции. Участник многих групповых выставок русского искусства за рубежом, в том числе в 1930 - в Белграде, в 1931 и 1932 в Париже. В середине 1930-х переехал в США, организовал персональную выставку в галерее – «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Произведения К.А. Вещилова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в коллекциях Государственной Третьяковской галерее, Государственного Русского музея, музее Метрополитен (Нью-Йорк, США).