(1878–1945)
Вещилов Константин Александрович

«Старая веранда на Капри»
Первая четверть ХХ века. Картон, масло. 51х67 см
Экспертное заключение
Центр художественной экспертизы имени И.Е. Репина
Эксперт Морозова Е.В.
Описание
На картине «Старая веранда на Капри» изображен один из часто воспроизводимых мотивов художника-пейзаж с солнечной верандой на Капри. Из биографии художника известно, что с начала 1910-х годов художник регулярно бывал в Италии, где было написано множество пейзажей. Средиземноморские виды оставались одними из самых любимых у К.А. Вещилова на протяжении всего творчества. Известны несколько подобных работ с изображением летней терассы, отличающиеся форматом, размером и незначительными композиционными изменениями.

По стилистическим особенностям, композиционному строю, моделировке объемов и пространства, а также художественной манере экспертируемое произведение соотносится с эталонными работами К.А. Вещилова первой четверти XX века. Для произведений живописца указанного периода характерны: свободная манера письма, этюдность исполнения, яркий колорит, обилие цвета, а также гармоничность световоздушного решения.

Картина «Старая веранда на Капри» отличается энергичной манерой письма. Колористический строй произведения строится на сочетании оттенков охры с акцентными зелеными и синими пятнами, что типично для цветовой гаммы подлинных произведений К.А. Вещилова. Красочный слой многослойный, тонкие замесы сочетаются с более плотными корпусными мазками в проработке отдельных элементов.
Биография
Вещилов Константин Александрович
(1878, Санкт-Петербург – 1945, Нью-Йорк, США)
Живописец, пейзажист, график, сценограф, педагог.

Родился в Санкт-Петербурге в купеческой семье. Получив первые уроки живописи в Валаамском монастыре, он продолжил учебу в столице. В 1893–1896 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1896–1898 – в школе княгини Марии Тенишевой, в классе Ильи Репина, и в 1898–1904 – в его же мастерской в Императорской Академии художеств.
По воспоминаниям многих современников, Вещилов был любимым учеником Репина и близким другом его сына, Юрия. Илья Ефимович пророчил молодому художнику большое будущее и наставлял его на путь исторического живописца-монументалиста. Дипломная работа Константина Вещилова «Иоанн Грозный после казанских побед» (1904) была высоко оценена Советом Академии художеств, а сам автор получил звание художника и право на пенсионерскую поездку заграницу.
Помимо ИАХ, он успешно окончил Императорский Археологический институт в 1908 году: в тот период художник часто писал полотна на исторические темы.
В 1904 за картину «Иоанн Грозный после казанских побед» получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу. С 1904 (до 1917) - постоянный экспонент Общества русских акварелистов, с 1911 - его член. В 1905-1906 как пенсионер Общества поощрения художеств жил в Италии и Франции. В 1905 за картину «Прощеное воскресенье на Руси в XVIII столетии» получил премию А.И. Куинджи, в 1908 - премию Общества поощрения художеств за картину «Степан Разин на Волге». В 1908 окончил Археологический институт. В 1912 совершил путешествие в Египет и Палестину, где работал над этюдами к картине «Цезарь и Клеопатра», а также Италию и Францию. С 1912 состоял художником в Морском министерстве. С 1910 занимался сценографией, оформил пьесу А.С. Суворина «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» для театра Литературно-художественного общества. В 1913 исполнил эскизы костюмов и декораций к операм «Богема» Дж. Пуччини и «Кармен» Ж. Бизе для театра Музыкальной драмы. С 1914 заведовал декорационной частью Суворинского театра. С 1914 (до 1918) экспонировал свои работы на выставках
TIXB, участвовал в выставках Товарищества художников и Общества Куинджи. В 1916 избран академиком Академии художеств. В 1919 принял участие в Первой Государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде. В 1920 исполнил зарисовки участников II Конгресса Коминтерна. В 1922 эмигрировал во Францию, жил в Париже. В 1927 и 1928 прошли персональные выставки художника в галерее «Шарпантье». В 1927 экспонировал свои работы на «Выставке театрально-декорационного искусства 1917-1927» в Ленинграде. В 1928-1930 работал художником-лекоратором и режиссером в Русском театре Д. Кировой. С 1933 - член правления секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции. Участник многих групповых выставок русского искусства за рубежом, в том числе в 1930 - в Белграде, в 1931 и 1932 в Париже. В середине 1930-х переехал в США, организовал персональную выставку в галерее – «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Произведения К.А. Вещилова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в коллекциях Государственной Третьяковской галерее, Государственного Русского музея, музее Метрополитен (Нью-Йорк, США).