(1869–1938)
Виноградов Сергей Арсеньевич

«Березы. Солнечный осенний день»
Конец 1920-х – 1930-е гг. Холст, масло. 60,3 х 73,8 см.
Экспертное заключение
Центр художественной экспертизы им. И.Е. Репина
Эксперт Гордеева Е.В.
Описание
Изобразительный мотив и стилистика соответствуют зарубежному периоду творчества С. А. Виноградова. В 1924 году художника навсегда поселился в Латвии и больше не вернулся в Россию. Однако и здесь он нашел для себя вдохновение в местных пейзажах. Часто он приезжал в Латгалию, на юг Латвии, близкий к границе с Россией. Он бывал в имениях Лоборж, Жоготы, Родополь, Зофино.
«Латгальские луга, перелески, березовые рощи, речная и озерная вода напоминали ему Подмосковье. Все нравилось художнику, все было мило и вызывало желание запечатлеть это завораживающее чудо»!
Здесь художник активно работал на пленэре, неоднократно писал деревенские пейзажи. В основном, это солнечные мажорные композиции, где чувствуется умение художника наслаждаться и находить красоту в повседневных образах. Латгальские работы Виноградова также неоднократно экспонировались выставках русского искусства в Латвии (Рига), в Чехии (Брно), Сербии (Белград), а также в европейских столицах Париже, Лондоне и др. В 1935 году состоялась персональная выставка художника в Риге.
Летний день, сочная зелень, голубое небо с плывущими белыми облаками – типичный мотив живописи автора. Характерна для художника композиция, с изображением тонкоствольного деревца в центре холста, высокое ясное неба, уходящие вдаль деревенские домики.
Разнообразная живая фактура, широкие корпусные мазки при изображении неба, короткие отрывистые замесы при моделировке крон деревьев и зелени, особенности проработки архитектуры типичны для манеры С. А. Виноградова. Яркая колористическая гамма, насыщенные оттенки голубого, сочные изумрудные, желтые, розовато-рыжие, лиловые тона типичны для палитры мастера. Точная передача солнечного света, а также отсутствие темных оттенков и резких контрастов также типично для живописи художника.
Биография
Сергей Арсеньевич Виноградов
(1869, пос. Некрасовское Ярославской обл. – 1938, Рига.)
Живописец, иллюстратор, педагог.

Сын сельского священника. Окончил приходскую школу, затем костромскую гимназию, где увлекся рисованием. В 1880-89 учился в МУЖВЗ у Евграфа Сорокина, Василия Поленова, Владимира Маковского и Иллариона Прянишникова; получил две малые (1885,1886) и большую серебряную (1888) медали. В 1889 году учился в Академии Художеств (АХ) у Богдана Виллевальде и Карла Венига. Из-за болезни оставил учебу.
В 1890-е жил на Украине, много путешествовал по стране. В 1897 поселился в Москве. Сочетал традиции передвижников с приемами импрессионизма. Писал жанровые картины на тему русской провинциальной жизни и сельские пейзажи. Преподавал, оформлял детские и юношеские книги для издательства Ступина.
Выступил одним из инициаторов выставок 36-ти художников. В 1903 стал членом-учредителем СРХ, в 1910-24 был председателем комитета и участником всех выставок СРХ.
Участвовал также в выставках картин учеников МУЖВЗ (с 1884), периодических выставках МОЛХ (1889 98; член МОЛХ с 1893), ТПХВ (1892, 1894, ежегодно в 1897-1901), журнала «Мир искусства» (СПб., 1901, 1902 и 1903), дягилевской выставке «Мир искусства» (СПб.,1906), выставке «Художники – товарищам-воинам» (М., 1914), выставках в Дюссельдорфе (1903/04), Париже (1906, 1910), Берлине (1906), Мюнхене (1909, 1913; золотые медали), Венеции (1910) и Праге (1914). Работы воспроизводились в московских и петербургских журналах.
С 1897 по 1913 год преподавал в Строгановском училище. В 1912-м был избран академиком, в 1916-м – действительным членом АХ. В 1909 награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене. Академик (1912). Действительный член ИАХ (1916).
В 1918 входил в состав комиссии по оформлению Московского Кремля к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. В 1923 – 1924 годах возглавлял оргкомитет Выставки русского искусства в Америке. В 1924-м возглавлял оргкомитет Выставки русского искусства в Америке.
Из США приехал в Ригу. Организовал частную художественную школу. Участвовал в рижских выставках Культурного фонда Латвии (1935 и 1937) и группы «Эстетика» (1935, 1938), выставках русского искусства в Питтсбурге (1925), Париже (1931, d’Alignan), Белграде (1930), Амстердаме (1930) и др. Провел в Риге персональные выставки (1925, 1935 и 1936) и выставку учеников своей школы (1930).

Картины хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее и ещё многих музейных и частных собраниях России и зарубежья.