Экспертное заключение Силаев В.С., эксперт Министерства культуры по музейным ценностям, член международной конфедерации экспертов и арт-дилеров, член антикварных советов антикварных салонов.
Описание
Исследуемая работа «Композиция с ящиком», относится к характерным вещам Е.Л. Рухина, в которых применен метод «реди мэйд» и ассамбляжа. Этот метод заключается в том, что художник органично включает в «тесто» своих беспредметных композиций различные найденные предметы. Помимо этого, в данной композиции, Е.Л. Рухин активно работает с живописной поверхностью, добиваясь особой художественной выразительности, своеобразного «звучания» картины.
В качестве ближайших аналогов исследуемой работе «Композиция с ящиком», можно рассматривать такие произведения Е.Л. Рухина, как «Ящик комода» (1971 год; частное собрание, Франция), «Крест, рогожа и рельеф иконы» (1972 год; частное собрание) и «Композиция со шпоном» (1972 год; частное собрание). Сравнивая эти указанные произведения с исследуемой работой «Композиция с ящиком», общие принципы решения и построения композиционного пространства, архитектоника, приемы и методы работы с живописной поверхностью, в цветовой гармоничности, очевидно.
Биография
Евгений Львович Рухин (1943, Саратов — 1976, Ленинград)
Живописец. Выдающийся представитель советского «неофициального искусства»
В 1961-1966 Евгений Рухин учился на геологоразведочном факультете Ленинградского университета. В 1964-1965 был вольнослушателем ленинградского Высшего художественно-промышленного училища им. Веры Мухиной. Системного художественного образования он не получил, сформировался как художник преимущественно самостоятельно, изучая западный модернизм по репродукциям и общаясь с другими художниками андеграунда. Около 1967 года Рухин познакомился в Москве с Оскаром Рабиным, Дмитрием Плавинским, Лилией Мастерковой и Владимиром Немухиным.
Выставлялся с 1966, за рубежом — с 1967 года. В 1966 в одном из ленинградских кинотеатров состоялась его первая персональная выставка, в 1969 он представлял свои работы на выставке «10 ленинградских художников», в 1974 — на выставке «50 ленинградских художников». В Москве в 1970 произведения Рухина экспонировались на выставке во дворе особняка журналиста Эдмунда Стивенса. В 1974-м художник был участником «Бульдозерной выставки», а также 2-го осеннего смотра картин «на открытом воздухе» в лесопарке Измайлово в Москве. В 1975 работы мастера экспонировались на многочисленных квартирных выставках. За границей произведения Рухина выставлялись в Нью-Йорке (галерея Бетти Парсонс, 1967), Лугано (Музей изящных искусств, Швейцария, 1970), а также в Каракасе (Венесуэла), Орхусе (Дания), Вене (Австрия), Штутгарте (ФРГ). Погиб во время пожара в своей мастерской. Среди ранних работ Рухина преобладают сдержанные по тону, порой почти монохромные пейзажи и городские мотивы, родственные искусству Рабина. Основная черта творчества художника начиная с 1968 года — работа с фактурой. Он включал в картины обломки старой мебели, осколки различных предметов, а позднее создал циклы картин со старинными рамами (1972) и с отпечатками икон (1973). С 1969 года художник начинает работать над серией беспредметных абстракций — упражнений с различными материалами на белом фоне. Большое значение для творческой судьбы художника имело знакомство с Нортоном Доджем, американским коллекционером, составившим крупнейшее за границей собрание неофициального искусства бывших советских республик. Картины Рухина представлены в коллекции Нортона Доджа (ныне находящейся в Музее Циммерли университета Рутгерса, США), в московском музее «Другое искусство», музее ART4, а также во многих частных собраниях России и зарубежья.