(1843–1976)

Рухин Евгений Львович

Композиция («Красный угол»)

1974г. Холст, масло, темпера, ПВА, титановые белила, ассамбляж, эпоксидная смола. 70 x 66 см
Экспертное заключение
Экспертное заключение Силаев В.С., эксперт Министерства культуры по музейным ценностям, член международной конфедерации экспертов и арт-дилеров, член антикварных советов антикварных салонов.
Описание
Композиция («Красный угол») относится к характерным произведениям Евгения Львовича Рухина (1943–1976) первой половины 1970-х годов, в которых он активно пользуется методом «реди мэйд», органично включая в организм своих абстрактных вещей различные, найденные им предметы и самостоятельно вырезанные рельефы икон.

В буклете к выставке Рухина российская куратор и искусствовед Юлия Лебедева-Грецкая (р.1975), основываясь на фактических материалах, предоставленных коллекционером и другом Рухина Леонидом Прохоровичем Талочкиным (1936–2002), пишет: «Начав эксперименты с различными материалами, Рухин создал серию работ с отпечатками икон. Как правило, это небольшого размера картон, посередине которого располагается отпечаток маленькой иконы. Поначалу Рухин делал отпечатки с металлических икон в титановые белила (ПВА), иногда используя эффект растрескивания материала, заимствованный у Дмитрия Плавинского. Так исполнены работы "Богоматерь" (1968), композиция (1968) и "Тряпка с иконой" (1969). Позднее Рухина посетила мысль, что это не очень хорошо по отношению к иконе, потому что изображение получилось перевернутым. Тогда он стал опиливать с икон форму».

При сравнении композиции «Иконы» с произведениями Рухина 1974–1975 годов, опубликованных в монографии «Евгений Рухин 1943–1976» (СПб., «Авангард на Неве», 2009), близость размеров и форматов холстов, идентичность приемов и методов исполнения, философская составляющая сюжетов и мощная выразительность артистического жеста, очевидны.
Биография
Евгений Львович Рухин
(1943, Саратов — 1976, Ленинград)
Живописец. Выдающийся представитель советского «неофициального искусства»

В 1961-1966 Евгений Рухин учился на геологоразведочном факультете Ленинградского университета. В 1964-1965 был вольнослушателем ленинградского Высшего художественно-промышленного училища им. Веры Мухиной. Системного художественного образования он не получил, сформировался как художник преимущественно самостоятельно, изучая западный модернизм по репродукциям и общаясь с другими художниками андеграунда. Около 1967 года Рухин познакомился в Москве с Оскаром Рабиным, Дмитрием Плавинским, Лилией Мастерковой и Владимиром Немухиным.
Выставлялся с 1966, за рубежом — с 1967 года. В 1966 в одном из ленинградских кинотеатров состоялась его первая персональная выставка, в 1969 он представлял свои работы на выставке «10 ленинградских художников», в 1974 — на выставке «50 ленинградских художников». В Москве в 1970 произведения Рухина экспонировались на выставке во дворе особняка журналиста Эдмунда Стивенса. В 1974-м художник был участником «Бульдозерной выставки», а также 2-го осеннего смотра картин «на открытом воздухе» в лесопарке Измайлово в Москве. В 1975 работы мастера экспонировались на многочисленных квартирных выставках.
За границей произведения Рухина выставлялись в Нью-Йорке (галерея Бетти Парсонс, 1967), Лугано (Музей изящных искусств, Швейцария, 1970), а также в Каракасе (Венесуэла), Орхусе (Дания), Вене (Австрия), Штутгарте (ФРГ). Погиб во время пожара в своей мастерской.
Среди ранних работ Рухина преобладают сдержанные по тону, порой почти монохромные пейзажи и городские мотивы, родственные искусству Рабина. Основная черта творчества художника начиная с 1968 года — работа с фактурой. Он включал в картины обломки старой мебели, осколки различных предметов, а позднее создал циклы картин со старинными рамами (1972) и с отпечатками икон (1973). С 1969 года художник начинает работать над серией беспредметных абстракций — упражнений с различными материалами на белом фоне. Большое значение для творческой судьбы художника имело знакомство с Нортоном Доджем, американским коллекционером, составившим крупнейшее за границей собрание неофициального искусства бывших советских республик.
Картины Рухина представлены в коллекции Нортона Доджа (ныне находящейся в Музее Циммерли университета Рутгерса, США), в московском музее «Другое искусство», музее ART4, а также во многих частных собраниях России и зарубежья.