(1805–1876)

Нефф Тимофей Андреевич

«Введение во храм»

Эскиз иконы для Исаакиевского Собора
Середина 1840-х (не позднее 1846). Холст, масло. 37,5х18 см.
Экспертное заключение
Научно-исследовательская независимая экспертиза им. П.М. Третьякова
Эксперт Махотина А.А.
Публикации
• «Придворный живописец Тимолеон Нефф» Гудыменко Ю.Ю.
СПБ.: Изд-во Гос.Эрмитажа, 2016
Описание
«За выполнением работ в Исаакиевском соборе следила тройная цензура: Синод, Академия художеств и Николай I. Вся живопись, как стенная, так и иконная, была размещена по предписанию Синода. Последний, осматривая эскизы и картоны, “делал указания к точнейшему соблюдению художниками исторической истины, преданий и обычаев Православной церкви”. <…> “Художественную цензуру” осуществляли Академия художеств и Николай I.»

Излишне активная жестикуляция и шумная патетика, по мысли Неффа, не должны были иметь места в картине. Художник стремится к противоположному: к отсутствию ярко выраженного движения и сведению его к минимуму, к уменьшению количества действующих лиц – все это должно сообщить сцене значительность и торжественность. Главные смысловые центры картины – голова и сложенные руки священника, голова Марии – находятся в непосредственной близости к центральной композиционной оси, обозначенной пилястрой на заднем плане. Движение священника с одной стороны (слева) и Марии с другой (Справа) к этой вертикали придает композиции устойчивость. Сосредоточенность и серьезность священника здесь отвечают намерению живописца выразить благоговение перед происходящим; распростертые руки <…> здесь были бы неуместны. Между тем передано ощущение принятия Марии во храм: жест, который обычно делает священник, прочитывается в движении рук юношей. Они держат кадила: один придерживает кадило правой рукой, другой – левой. Несомненно, их движения театральны, но при этом продуманны. Положение рук одного юноши зеркально положению рук другого; центром этих «отражений» являются сложенные длани священника. Движение как бы расплескивается от центра к краям картины и словно обнимает Марию: создается впечатление спокойствия и замедленного действия. Здесь изображено не просто событие, но чудо. «Рождество Богоматери» и «Введение во храм» – произведения, свидетельствующие о глубоком понимании Неффом сути религиозного искусства и о его способности выразить в церковном образе особое молитвенное настроение» Юрий Гудыменко, «Придворный живописец Тимолеон Нефф».
Биография
Нефф Тимофей (Тимолеон Карл) Андреевич
(1804, усадьба Пюсси Эстляндской губ. – 1877, Санкт-Петербург)
Живописец, график, почетный член Флорентийской академии, профессор Императорской Академии художеств. Портретист, писал жанровые картины, пейзажи, много работал над убранством церквей.

Сын француженки-гувернантки. Первоначально учился в Дерпте у Карла фон Кюгельхена, брал уроки у пейзажиста Франсуа де ля Троба. В 1824–1825 годах учился в Академии Художеств в Дрездене. По окончании отправился в Рим, где испытал влияние художников-назарейцев.
Занимался жанровой и пейзажной живописью, исполнял карикатуры. Из Рима вернулся в Эстляндию. В 1827 переехал в Санкт-Петербург, писал портреты по заказам англо-немецкого купечества и духовенства, военных и чиновников. С 1832 – придворный живописец Николая I и Александра II.

Осенью 1837 открыл выставку собственных произведений в своей мастерской в Санкт-Петербурге. В 1839 за образа, выполненные для малой церкви Зимнего дворца, удостоен звания академика. За работы для Исаакиевского собора удостоен почетного диплома Академии Художеств во Флоренции (1846) и получил звание профессора ИАХ (1849).
В 1855 принят на службу в ИАХ «по живописи исторической и портретной». В 1850–1870-е годы участвовал в оформлении многих церквей. C февраля 1864 исполнял должность хранителя картинной галереи Эрмитажа. Участвовал в выставках ИАХ и в международной выставке 1862 в Лондоне.

«Автопортрет» художника 1840-х годов экспонируется в галерее Уффици во Флоренции. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музейных и частных собраниях России и зарубежья.