(1839–1915)
Маковский Константин Егорович

«Итальянский мальчик»
Конец XIX – начало XX. Холст, масло. 35х27см
недоступна к просмотру
Экспертное заключение
Центр художественной экспертизы им. И.Е. Репина
Эксперт Игнатова Н.С.
Публикации
• Каталог выставки картин, эскизов и этюдов «Русская живопись XVIII и XIX вв.» (Из государственных и частных собраний)
Москва, 1953
• «Зеркало души. Портреты и образы в русском искусства»
Каталог. Москва, 2023. С.69
Выставки
• Выставка картин, эскизов и этюдов «Русская живопись XVIII и XIX вв.» (Из государственных и частных собраний)
Москва, 1953
• «Зеркало души. Портреты и образы в русском искусстве»
Москва, 22 марта – 9 июля 2023 года
Описание
Учителями блестящего портретиста Константина Маковского были Михаил Скотти и Сергей Зарянко — ученики и последователи Карла Брюллова. Именно они с ранних лет привили художнику «романтическую восторженность», склонность к преувеличению живописного декоративного эффекта, которая отличала Маковского в зрелые годы. Критики часто отмечали, что, выработав свой собственный изящный и эффектный стиль, Константин Маковский стал постепенно отходить от коллективной художественной жизни, превращаясь в «маэстро» с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Его бесчисленные заказные портреты представителей аристократии и высшей буржуазии служили едва ли не эталоном художественного вкуса для разных слоев русского общества. После написания портрета Александра II в 1881 году он стал, фактически, придворным живописцем.

И именно детская тема удавалась портретисту Маковскому обезоруживающе хорошо! На нашей картине изображен итальянский мальчик. Это не костюмированный портрет, а действительно итальянский мальчишка в повседневном наряде. В пользу этого свидетельствует подпись художника латиницей, которую Маковский ставил, работая за пределами родной страны. Образ мальчика напоминает о двух портретах сына Сергея, написанных художником десятилетием-двумя ранее — «Маленький вор» и «Маленький антиквар».

У Маковского есть множество жанровых сценок, изображающих детей за играми, домашними и бытовыми занятиями. Картину «Итальянский мальчик» отличают сочный колорит, декоративность и романтизм. Маковский эффектно передает глубокий взгляд черных южных глаз ребенка, фактуру тканей, переливы локонов волос, создавая свежий, милый взору и жизнелюбивый образ.
Биография
Маковский Константин Егорович
(1839, Москва – 1915, Петроград)
Живописец и график, передвижник, академик, профессор.

Один из самых известных, востребованных и высокооплачиваемых русских живописцев второй половины XIX века. Сын художника и культурного деятеля Егора Маковского, брат художников Владимира и Николая Маковских. Работал в самых различных жанрах – пейзаже, историческом жанре, создавал декоративные панно. Наиболее известен своими портретами и работами в «боярском стиле», изображающими богатую, красочную, идеалистическую жизнь допетровского времени.

Рисовать начал с четырёх лет. Первые уроки получил в семье и у Василия Тропинина. В 1851 поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где, став успешным студентом, получил всевозможные награды. Спустя семь лет, Маковский уехал в Петербург и поступил в Натурный класс Императорской Академии художеств (ИАХ), где учился у Алексея Маркова и также вошел в список лучших студентов. Однако, в 1863 году он стал одним из участников Бунта четырнадцати, отказавшись в числе других молодых художников участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль. В результате, 14 лучших учеников Академии, включая Маковского, покинули Академию.
Маковский принимал активное участие в творческих объединениях. В 1863 году он вошел в Санкт-Петербургскую Артель художников, возглавляемую Иваном Крамским. А в 1870 году стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), работал над проектом устава Товарищества, активно участвовал в передвижных выставках, демонстрируя там по преимуществу работы бытового жанра.

Позже экспонировался на выставках Общества русских акварелистов и Петербургского Общества художников. В то же время, несмотря на разногласия, Маковский никогда не порывал с академическими кругами и продолжал экспонировать свои работы на академических выставках. В 1867 году за представленные на одной из таких выставок картины он получил звание академика, а в 1869 его утвердили профессором ИАХ.

В 1880-х–1890-х годах в Петербурге пишет портреты столичных красавиц, меценаток и благотворительниц: портреты Марии Волконской, Варвары Морозовой, княгини Зинаиды Юсуповой и других. Художник вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».

Маковский увлекался коллекционированием антиквариата. Он приобретал старинные предметы быта, украшения, одежду, которые затем использовал в своих картинах. Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, его произведения пользовались неизменным успехом как в России, так и на международных выставках.

Произведения великого мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, частных и музейных коллекциях в России и за рубежом.