Середина 1850-х – 1860-е. Холст, масло. 48,7х42 см (овал)
недоступна к просмотру
Экспертное заключение
Научно-исследовательская независимая экспертиза им. П.М. Третьякова Эксперт Махотина А.А.
Описание
Стилистически картина «Голова девочки» является характерным образцом творчества Ивана Кузьмича Макарова (1822-1897) — известного портретиста и мастера детского портрета.
В собрании Государственной Третьяковской галереи (ГТГ, Москва) представлена «Голова девочки», идентичная по изображению модели, композиции, светотеневому и колористическому решениям, формату и размеру. Еще одно авторское повторение находится в частном собрании. Все три картины не имеют авторской подписи, что характерно для большого числа подлинных произведений Ивана Кузьмича Макарова. Как пишет в воспоминаниях внук художника: «Дед Иван Кузьмич не любил афишировать свои произведения и часто не подписывал их».
Детские портреты были одним из любимых жанров Ивана Кузьмича. Он портретировал детей петербургской аристократии, работал по заказам императорской семьи, а также часто писал своих детей (у художника их было четырнадцать).
Камерный портрет-головка девочки с розовой лентой в волосах приобрел для своей коллекции русский государственный и общественный деятель Федор Иванович Прянишников (1793-1867). Очевидно, Иван Кузьмич Макаров не раз повторял эту выразительную композицию; портрет «Голова девочки» — одно из авторских повторений.
Биография
Макаров Иван Кузьмич (1822, Саранск – 1897, Санкт-Петербург)
Живописец, акварелист, один из крупнейших портретистов салонного академизма середины XIX века. Автор картин на исторические и библейские сюжеты, исполнял росписи для церквей;
Родился в Саранске, в семье художника Кузьмы Александровича Макарова, у которого была своя живописная школа. В 1845 поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где занимался под руководством профессора исторической живописи А. 1. Маркова. В 1853-1855 - как пенсионер Общества поощрения художеств жил в Италии, куда отправился для «усовершенствования мастерства». По возвращении в Петербург, в 1855 удостоен звания академика.
В 1865 принимает участие в росписи купола храма Христа Спасителя, за что награжден золотой медалью и орденом Анны 3-ей степени. Критика считала И.К. Макарова достойным продолжателем традиций Карла Брюллова, сравнивала его со знаменитым европейским портретистом того времени, придворным художником короля Франции, Францем Ксавьером Винтерхальтером.
Произведения представлены в крупнейших музейных собраниях РФ, в том числе, в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и др.