(1879–1955)

Колесников Степан Федорович

Пасха на фронте

1914–1917 гг. Картон, гуашь, графитный карандаш. 30,5х24,2 см.
Экспертное заключение
Центр художественной экспертизы им. И.Е. Репина.
Эксперт Горбачева М.А.
Описание
С началом Первой мировой войны художник несколько раз выезжал на фронт,
создал целый ряд картин на военную тему. С. Ф. Колесников работал художником-корреспондентом для журналов «Огонёк», «Нива», «Летопись войны», «Солнце России». Некоторые произведения художника были воспроизведены на открытках. Также, Колесников написал ряд картин на военную тематику, которые экспонировались на благотворительной выставке «Артист - солдату!» (Петроград. 1916).

Произведение по изобразительному мотиву близко серии работ С. В. Колесникова военного времени. Художник, непосредственно наблюдавший происходящее на войне, зарисовывал, помимо баталий, и бытовую сторону фронтовой жизни, в частности неоднократно обращался к теме Пасхи на фронте. Так, на рисунке представлена сцена празднования Пасхи солдатами в полевых условиях. Ночью в лесу священники проводят службу при свете свечей. Перед ним - пасхальный кулич и яйца.
Биография
Колесников (Одесский) Степан Федорович
(1879, с. Адрианополь Екатеринославской губ. – 1955, Белград)
Живописец, график, сценограф.

Из крестьянской семьи; брат живописца И. Ф. Колесникова. Учился в Одесском художественном училище (1897–1903) у А. А. Попова, Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1903-1909) у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди, Г. А. Ладыженского. В 1905 был награжден второй премией на Весенней выставке в залах ИАХ. В 1909 получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу.
В 1909–1911 - пенсионер ИАХ в Германии, Франции, Бельгии. Побывал на острове Капри, где познакомился с М. Горьким. Неоднократно выезжал на юг России, работал в Бессарабии, Подольских Карпатах; путешествовал по Балканам, Болгарии, Сербии. В 1913 совершил путешествие по Туркестану и Китаю.
С 1904 – участник выставок; экспонировал свои работы на выставках Московского общества любителей художеств (1904, 1905, 1908, 1912), Весенних выставках в залах ИАХ (1905–1909), Салоне В. А.
Издебского (1909–1910), Товарищества художников (1912, 1915–1916), ТПХВ (1916–1917), Товарищества южнорусских художников (1918) и других. С 1910 – член «Общины художников». Неоднократно удостаивался премии Общества поощрения художеств на конкурсе им. А. И. Куинджи. В 1912 провел первую персональную выставку в Петербурге в залах ОПХ. Жил в Петербурге. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые и батальные картины. Свои произведения репродуцировал в журналах «Нива», «Огонёк» и других. Занимался также монументальной живописью.
В 1919 эмигрировал, поселился в Белграде. Преподавал рисование в русско-сербской гимназии
(1920–1924). Работал сценографом в Народном театре (1921–1926); создал в нем роспись плафона главного зала (1922). Оформил интерьеры «Палас-отеля» (1923), зала заседаний Госбанка. Провел персональные выставки в Белграде (1921, 1926), Праге (1926), Париже (1927) и Брюсселе (1928).
Вплоть до 1930-х произведения Колесникова появлялись также на выставках в Советской России: первой козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков (1920), четвертой выставке картин современных русских художников в Феодосии (1928).

Творчество художника представлено во многих музейных собраниях, среди них – Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Одесский художественный музей и другие.