(1850–1924)

Клевер Юлий Юльевич

«Зимний пейзаж с путницей»

1895 г. Холст. масло. 53,3 x 80,3 см
Экспертное заключение
Центр художественной экспертизы имени И.Е. Репина.
Эксперт Кузьмичева Л.А.
Описание
Художник пишет снег плотными полукруглыми мазками, процарапывает узор ветвей деревьев черенком кисти, короткими отрывистыми мазками обозначает снежные хлопья на деревьях.
Пейзажи зимы, изображаемые художником, пользовались необычайной популярностью и часто варьировались мастером. Колорит и светотеневое решение картины также типичны для Ю.Ю. Клевера, вот как выразительные композиции художника описывал искусствовед А.Н. Савинов: «В них узловатые стволы старых деревьев вздымались над болотом, осенними лужами или сугробами снега и очерчивались на фоне огненного заката. Контрасты ближнего и дальнего планов, эффекты красочных сочетаний, подчеркнутый рельеф форм первого плана, - все это обостряло интерес к картинам, заставляло изумляться ими».
Биография
Клевер Юлий Юльевич
(1850, Дерпт – 1924, Ленинград)
Живописец, пейзажист, педагог.

Сын профессора Дерптского университета. Учился в Дерпте у Карла фон Кюгельхена. По настоянию отца изначально живописец поступил на более практичное, архитектурное отделение, а с 1868 стал постоянным учеником в пейзажном классе у Сократа Воробьева.

В то время в Академии художеств обучение искусству пейзажа сводилось к освоению застылого и размеренного академического жанра. Клевер, искушенный и увлеченный западной пленэрной живописью, хотел писать иначе. Бросив мастерскую Воробьева, он перешёл к академику Михаилу Клодту, но тоже не встретил полного понимания наставника. В итоге художник покинул стены Академии, намереваясь «развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры». И он действительно много работал, ездил по окрестностям Петербурга, рисовал, искал.
Вскоре к Юлию Клеверу пришло признание. Полотно «Заброшенное кладбище зимой» купил граф Павел Строганов, член Общества поощрения художеств; картину «Закат в лесу» приобрела президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна. Окрыленный успехом, 24-летний живописец организовал персональную выставку. Выставка для одного была и подавно смелым шагом в те времена. Она имела шумный успех, о молодом художнике заговорили.

В 1879 году вместе с Василием Самойловым он работал на острове Нарген. В результате, одна из картин — «Лес на острове Нарген» — была приобретена Павлом Третьяковым, другая — «Остров Нарген» — великим князем Алексеем Александровичем, а «Лес зимой» — Александром III.
Жил в Санкт-Петербурге. В 1880–1881 изучал пейзажную живопись в Германии. В 1881 году, то есть, в 30 лет, за достижения Юлию Клеверу было присвоено звание профессора.

В 1890-х годах произошли события, в результате которых художник уехал в Германию: его привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого, бывшего конференц-секретаря Академии художеств Петра Исеева.
Семья Клеверов вернулась в Россию только в 1915 году. После возвращения на родину он устроил выставку в Москве. После революции 1917 года Клевер получал материальную поддержку от Общества художников имени Архипа Куинджи. До конца жизни преподавал в Академии Художеств и в Центральном училище технического рисования, где заведовал кафедрой монументальной живописи.
Юлия Клевера часто называют первым коммерческим художником. В частной жизни он, балтийский немец, был по-русски щедр и расточителен. Он много зарабатывал, и так же много и тратил, без счета раздавая деньги приятелям и, порой, незнакомым людям. Балагур и жизнелюб, он мог нанять пароход с оркестром и прокатить после спектакля всю труппу Александринского театра по ночной Неве. В 1915 году художник опубликовал книгу «Исповедь», в которой переосмыслил свой жизненный и творческий путь.

Картины Юлия Клевера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других крупнейших музейных собраниях России и государств бывшего СССР.