(1870–1960)
Бенуа Александр Николаевич

«Версаль весной»
1924 г. бумага, акварель, уголь, графитный карандаш, чернила. 31,8х49,8 см.
Экспертное заключение
Центр художественной экспертизы им. И.Е. Репина
Эксперт Гордеева Е.В.
Провенанс
Эскиз происходит из собрания семьи Александра Бенуа.
Изначально – наследие художника, Париж. Затем – собрание сына художника Николая Бенуа, Милан.
Описание
На исследуемой работе художник запечатлел уголок Версальского дворцового парка: вдаль тянется галерея с нишами, украшенная постаментами с фигурами, за ней виднеется крыша дворца и парковые стату. Исходя из надписи (19/IV) Версаль представлен весной. Подобный мотив характерен для творчества А. Н. Бенуа. Художник создал большие циклы работ, посвященные Версалю XVII века: «Последние прогулки Людовика» и «Версальская серия», в которые вошли живописные произведения и графические работы (акварели, гуаши, эскизы). Бенуа писал серии на основе наблюдений натуры, под влиянием старинных гравюр, а также мемуаров, стихов и французских пейзажей XVII века. Именно в Версале Александр Бенуа открыл для себя красоту французской архитектуры, с упоением воссоздавал сцены прошлой жизни в стенах этого ансамбля:
«Мне хотелось в своих изображениях восстановить роскошное прошлое Версаля и населить его тенями. Но постепенно я научился отдаваться всецело непосредственно чарам Версаля, и тогда я еще сильнее начал ощущать в сложных его ароматах, в шорохе листьев, в плеске его водоемов смутные сладкощемящие воспоминания».
Биография
Бенуа Александр Николаевич
(1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, сценограф, историк искусства, художественный критик

Из семьи потомственных художников: сын архитектора Н. Л. Бенуа, внук архитектора А. К. Кавоса, брат архитектора Л. Н. Бенуа и акварелиста Альб. Н. Бенуа, дядя художников Е. Е. Лансере и 3. Е. Серебряковой. Окончил частную гимназию К. И. Мая. Художественное образование получил преимущественно в домашних условиях; в 1887 четыре месяца состоял вольноприходящим учеником вечерних классов ИАХ. В 1890–1894 учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Одновременно осваивал акварель под руководством брата Альберта. Принимал участие в выставках Общества русских акварелистов (1893-1896, 1918), выставке мюнхенского Сецессиона (1898).
Один из основателей и идеологов «Мира искусства». С 1899 - постоянный участник выставок «Мира искусства». С 1903 - член и экспонент (1908-1910) Союза русских художников. В 1896-1898 совершил первую поездку во Францию, что сильно повлияло на художественное развитие А.Бенуа. Создал серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV». В 1897 году три работы серии были приобретены П. М. Третьяковым.
Как иллюстратор оформил поэму А. С. Пушкина «Медный всадник», собственную книгу «Азбука в картинках Александра Бенуа», создал рисунки для комплекта открыток «Игрушки» (все – 1905). В 1911 – выходит издание повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями Бенуа.
Многократно путешествовал по Европе, в 1890 посетил Германию, в 1894 - Германию, Швейцарию, Италию, Австрию, Польшу, в 1899 - Англию. В 1905-1907 годах состоялась вторая поездка во Францию.
Занимался историей искусства, написал книги «Русская школа живописи» (1904), «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910), «История живописи всех времен и народов» (1912-1917, не окончена). Преподавал историю стилей в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Редактор журналов «Художественные сокровища Россин» и «Старые годы» (1901-1903). Подготовил к публикации издания «Русский музей императора Александра III» и «Русская школа живописи», сотрудничал с журналом «Золотое руно», печатал в газете «Слово» свои «Парижские заметки». С 1900 работал как художник театра («Месть амура» в Эрмитажном театре в Петербурге).
Сотрудничал с Мариинским театром, МХТ. В 1908-1911 годах - был художественным руководителем «Русских сезонов» С. П. Дягилева. В 1914-1917 руководил работами по росписи интерьеров Казанского вокзала в Москве (не осуществлены). Входил в Комиссию по вопросам искусств в Петрограде (март 1917). После 1917 - член Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, художественно-исторической комиссии Зимнего дворца, совета художественного отдела Государственного Русского музея. В 1919 - возглавил картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр. С 1925 работал как художник кино.
B 1926 отправился во Францию по командировке от Эрмитажа; в Советский Союз не вернулся, оставшись в Париже. В эмиграции много и плодотворно работал как театральный декоратор. Продолжал также активно заниматься станковой живописью и графикой, выполнил ряд иллюстраций. Провел персональные выставки в Париже (1926, 1929, 1940, 1953), Лондоне (1937, 1937, 1939, 1959), Комо (1955).

Произведения находятся во многих музейных и частных собраниях.