(1870–1960)
Бенуа Александр Николаевич

«Комната Петрушки»
Эскиз декорации к балету «Петрушка» И.Ф. Стравинского
1936 г. Бумага на картоне, гуашь. 23,2х44,5 см.
недоступна к просмотру
Экспертное заключение
Центр художественной экспертизы им. И.Е. Репина
Эксперт Гордеева Е.В.
Выставки
Персональная выставка А. Бенуа в Лондоне в 1937 г.
Описание
На обороте, на подложке к исследуемой работе расположена
этикетка персональной выставки Александра Бенуа в Лондоне 1937
года: «41. Alexandre Benois "Petrouchka" La Chambre de Petrouchka //
Arthur Tooth and Sons».
«Петрушка» – одноактный балет композитора Игоря Стравинского, с либретто авторства Александра Бенуа, постановкой балетмейстера Михаила Фокина. Балет был создан для Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже. Премьера состоялась в 1911 году в Париже, на сцене театра Шатле. В 1920 году балет был поставлен в Мариинском театре (Петроградский театр оперы и балета) по обновленным эскизам 1917-1918 годов, а в 1921 - в Большом театре, в Москве. В 1920-е - 1930-е годы балет ставили в ряде стран Европы (1925, Копенгаген; 1932, Буэнос-Айрес; 1933 - Рим; 1936 - Лондон; 1936, Русский балет Монте-Карло под руководством полковника де Базиля, Монте-Карло). Вторая редакция балета была создана в 1948 году для Парижской оперы, где тогда премьером и руководителем труппы был артист, балетмейстер Серж Лифарь.

Эскиз иллюстрирует комнату Петрушки, которая появляется во второй сцене балета. Комната Петрушки невелика и мрачновата. На стене портрет хозяина балагана. В этой сцене, после ярморочных гуляний, Петрушка с воплем влетает в комнату, которого ударом ноги забросил сюда Фокусник. Негодование, отчаяние, глубокая печаль последовательно овладевают им. Он жалок и несчастен: хозяин груб и жесток с ним, а возлюбленная Балерина предпочитает Арапа. Замысел декорации был разработан А. Н. Бенуа еще в 1911 году и после многократно варьировался.
Неизменно художник подчеркивает, что Петрушка, это не только яркий и радостный шут, но и драматический персонаж. Так, в композиции декорации художник показывает, что за яркими кулисами сцены открывается черное звездное небо, на стене портрет хозяина балагана, а также двери с изображением дьявола, подчеркивающие трагическую судьбу героя.
Биография
Бенуа Александр Николаевич
(1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, сценограф, историк искусства, художественный критик

Из семьи потомственных художников: сын архитектора Н. Л. Бенуа, внук архитектора А. К. Кавоса, брат архитектора Л. Н. Бенуа и акварелиста Альб. Н. Бенуа, дядя художников Е. Е. Лансере и 3. Е. Серебряковой. Окончил частную гимназию К. И. Мая. Художественное образование получил преимущественно в домашних условиях; в 1887 четыре месяца состоял вольноприходящим учеником вечерних классов ИАХ. В 1890–1894 учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Одновременно осваивал акварель под руководством брата Альберта. Принимал участие в выставках Общества русских акварелистов (1893-1896, 1918), выставке мюнхенского Сецессиона (1898).
Один из основателей и идеологов «Мира искусства». С 1899 - постоянный участник выставок «Мира искусства». С 1903 - член и экспонент (1908-1910) Союза русских художников. В 1896-1898 совершил первую поездку во Францию, что сильно повлияло на художественное развитие А.Бенуа. Создал серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV». В 1897 году три работы серии были приобретены П. М. Третьяковым.
Как иллюстратор оформил поэму А. С. Пушкина «Медный всадник», собственную книгу «Азбука в картинках Александра Бенуа», создал рисунки для комплекта открыток «Игрушки» (все – 1905). В 1911 – выходит издание повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями Бенуа.
Многократно путешествовал по Европе, в 1890 посетил Германию, в 1894 - Германию, Швейцарию, Италию, Австрию, Польшу, в 1899 - Англию. В 1905-1907 годах состоялась вторая поездка во Францию.
Занимался историей искусства, написал книги «Русская школа живописи» (1904), «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910), «История живописи всех времен и народов» (1912-1917, не окончена). Преподавал историю стилей в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Редактор журналов «Художественные сокровища Россин» и «Старые годы» (1901-1903). Подготовил к публикации издания «Русский музей императора Александра III» и «Русская школа живописи», сотрудничал с журналом «Золотое руно», печатал в газете «Слово» свои «Парижские заметки». С 1900 работал как художник театра («Месть амура» в Эрмитажном театре в Петербурге).
Сотрудничал с Мариинским театром, МХТ. В 1908-1911 годах - был художественным руководителем «Русских сезонов» С. П. Дягилева. В 1914-1917 руководил работами по росписи интерьеров Казанского вокзала в Москве (не осуществлены). Входил в Комиссию по вопросам искусств в Петрограде (март 1917). После 1917 - член Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, художественно-исторической комиссии Зимнего дворца, совета художественного отдела Государственного Русского музея. В 1919 - возглавил картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр. С 1925 работал как художник кино.
B 1926 отправился во Францию по командировке от Эрмитажа; в Советский Союз не вернулся, оставшись в Париже. В эмиграции много и плодотворно работал как театральный декоратор. Продолжал также активно заниматься станковой живописью и графикой, выполнил ряд иллюстраций. Провел персональные выставки в Париже (1926, 1929, 1940, 1953), Лондоне (1937, 1937, 1939, 1959), Комо (1955).

Произведения находятся во многих музейных и частных собраниях.