(1870–1960)
Бенуа Александр Николаевич

«Кипарис на дороге из Кассиса в Ла Сьоту»
1927 г. Бумага, акварель, уголь, графитный карандаш, гуашь, тушь, перо. 30х46,6 см.
Экспертное заключение
Центр художественной экспертизы им. И.Е. Репина
Эксперт Гордеева Е.В.
Описание
рисунок относится к серии пейзажей, выполненных во время летнего отдыха в Касиссе, гдк А.Н. Бенуа почти ежегодно снимал виллу для своего обширного семейства на все лето. Во время этих каникул художник, по воспоминаниям близких, ежедневно совершал долгие прогулки, зарисовывая местные пейзажи. Известно, что в Ла Сьоте семья А.Н. Бенуа была в 1927 году.
Биография
Бенуа Александр Николаевич
(1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, сценограф, историк искусства, художественный критик
Из семьи потомственных художников: сын архитектора Н. Л. Бенуа, внук архитектора А. К. Кавоса, брат архитектора Л. Н. Бенуа и акварелиста Альб. Н. Бенуа, дядя художников Е. Е. Лансере и 3. Е. Серебряковой.

В 1887 четыре месяца состоял вольноприходящим учеником вечерних классов ИАХ. В 1890–1894 учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Одновременно осваивал акварель под руководством брата Альберта. Принимал участие в выставках Общества русских акварелистов (1893–1896, 1918), выставке мюнхенского Сецессиона (1898).
Один из основателей и идеологов «Мира искусства». С 1899 - постоянный участник выставок «Мира искусства». С 1903 - член и экспонент (1908-1910) Союза русских художников. В 1896-1898 совершил первую поездку во Францию, что сильно повлияло на художественное развитие А.Бенуа. Создал серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV». В 1897 году три работы серии были приобретены П. М. Третьяковым.

Как иллюстратор оформил поэму А. С. Пушкина «Медный всадник», собственную книгу «Азбука в картинках Александра Бенуа».
Многократно путешествовал по Европе посетил Германию, Швейцарию, Италию, Австрию, Польшу, в 1899 – Англию. В 1905–1907 годах состоялась вторая поездка во Францию.
Занимался историей искусства, написал книги «Русская школа живописи» (1904), «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910), «История живописи всех времен и народов» (1912–1917, не окончена). Преподавал историю стилей в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Подготовил к публикации издания «Русский музей императора Александра III» и «Русская школа живописи», сотрудничал с журналом «Золотое руно», печатал в газете «Слово» свои «Парижские заметки». С 1900 работал как художник театра («Месть амура» в Эрмитажном театре в Петербурге).
Сотрудничал с Мариинским театром, МХТ. В 1908-1911 годах – был художественным руководителем «Русских сезонов» С. П. Дягилева. В 1914-1917 руководил работами по росписи интерьеров Казанского вокзала в Москве (не осуществлены). Входил в Комиссию по вопросам искусств в Петрограде (март 1917). После 1917 – член Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, художественно-исторической комиссии Зимнего дворца, совета художественного отдела Государственного Русского музея. В 1919 - возглавил картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр. С 1925 работал как художник кино.
B 1926 отправился во Францию по командировке от Эрмитажа; в Советский Союз не вернулся, оставшись в Париже. В эмиграции много и плодотворно работал как театральный декоратор. Продолжал также активно заниматься станковой живописью и графикой, выполнил ряд иллюстраций. Провел персональные выставки в Париже (1926, 1929, 1940, 1953), Лондоне (1937, 1937, 1939, 1959), Комо (1955).

Произведения находятся во многих музейных и частных собраниях.