(1870–1960)
Бенуа Александр Николаевич

Эскиз декорации балета «Жизель»
Эскиз декорации к первому акту балета А.Адана «Жизель»
1924–1926 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, перо, чернила, акварель, белила. 51х64,3 см.
недоступна к просмотру
Экспертное заключение
Центр художественной экспертизы им. И.Е. Репина
Эксперт Соколова Е.М. (Пономаренко)
Описание
Сравнение экспертируемого эскиза с подлинными театральными работами Александра Николаевича Бенуа из музейных и частных собраний выявило несомненное сходство в типе использованных материалов, характере подготовительного рисунка, особенностях авторского штриха и мазка при изображении деталей, способах построения объёмов и пространства, разработке колористического и композиционного решения, наибольшее количество аналогий
наблюдается с работами 1920-х - первой половины 1930-х годов.
Как следует из авторской надписи на обороте картона, исследуемая декорация предполагалась для постановки балета Адольфа Адана «Жизель». Из справочной литературы известно, что Александр Николаевич работал над декорациями к балету для театра Гранд Опера в Париже в 1910 году, а также в 1924. Сотрудничать с труппой Идой Рубинштейн Бенуа начал еще в 1923 году, а в 1927 стал главным художником ee антрепризы и даже занимался планированием репертуара. В собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства находится акварельный лист с авторской надписью и датировкой: «Giselle pour Ida 13.I.1926», см.ил.4. Однако, вероятно, постановка 1926 года так и не увидела свет.
По сведениям, полученным от владельцев, представленный на экспертизу эскиз театральной декорации принимал участие в прижизненной выставке и указан в каталоге: Alexander Benois, 24 June - 17 July, 1937. London, Arthur Tooth & Sons Ltd. Exhibition catalogue, Listed no. 60.
Биография
Бенуа Александр Николаевич
(1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, сценограф, историк искусства, художественный критик

Из семьи потомственных художников: сын архитектора Н. Л. Бенуа, внук архитектора А. К. Кавоса, брат архитектора Л. Н. Бенуа и акварелиста Альб. Н. Бенуа, дядя художников Е. Е. Лансере и 3. Е. Серебряковой. Окончил частную гимназию К. И. Мая. Художественное образование получил преимущественно в домашних условиях; в 1887 четыре месяца состоял вольноприходящим учеником вечерних классов ИАХ. В 1890–1894 учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Одновременно осваивал акварель под руководством брата Альберта. Принимал участие в выставках Общества русских акварелистов (1893-1896, 1918), выставке мюнхенского Сецессиона (1898).
Один из основателей и идеологов «Мира искусства». С 1899 - постоянный участник выставок «Мира искусства». С 1903 - член и экспонент (1908-1910) Союза русских художников. В 1896-1898 совершил первую поездку во Францию, что сильно повлияло на художественное развитие А.Бенуа. Создал серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV». В 1897 году три работы серии были приобретены П. М. Третьяковым.
Как иллюстратор оформил поэму А. С. Пушкина «Медный всадник», собственную книгу «Азбука в картинках Александра Бенуа», создал рисунки для комплекта открыток «Игрушки» (все – 1905). В 1911 – выходит издание повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями Бенуа.
Многократно путешествовал по Европе, в 1890 посетил Германию, в 1894 - Германию, Швейцарию, Италию, Австрию, Польшу, в 1899 - Англию. В 1905-1907 годах состоялась вторая поездка во Францию.
Занимался историей искусства, написал книги «Русская школа живописи» (1904), «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910), «История живописи всех времен и народов» (1912-1917, не окончена). Преподавал историю стилей в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Редактор журналов «Художественные сокровища Россин» и «Старые годы» (1901-1903). Подготовил к публикации издания «Русский музей императора Александра III» и «Русская школа живописи», сотрудничал с журналом «Золотое руно», печатал в газете «Слово» свои «Парижские заметки». С 1900 работал как художник театра («Месть амура» в Эрмитажном театре в Петербурге).
Сотрудничал с Мариинским театром, МХТ. В 1908-1911 годах - был художественным руководителем «Русских сезонов» С. П. Дягилева. В 1914-1917 руководил работами по росписи интерьеров Казанского вокзала в Москве (не осуществлены). Входил в Комиссию по вопросам искусств в Петрограде (март 1917). После 1917 - член Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, художественно-исторической комиссии Зимнего дворца, совета художественного отдела Государственного Русского музея. В 1919 - возглавил картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр. С 1925 работал как художник кино.
B 1926 отправился во Францию по командировке от Эрмитажа; в Советский Союз не вернулся, оставшись в Париже. В эмиграции много и плодотворно работал как театральный декоратор. Продолжал также активно заниматься станковой живописью и графикой, выполнил ряд иллюстраций. Провел персональные выставки в Париже (1926, 1929, 1940, 1953), Лондоне (1937, 1937, 1939, 1959), Комо (1955).

Произведения находятся во многих музейных и частных собраниях.